международный, порядка, отношений, международного, порядок

Понятие международного порядка

Категория: Международная торговля

В определении международного порядка следует исходить из характеристики социального, или общественного (социетально-го) порядка. Общественный порядок - это такая

абсолютного суверенитета", как общечеловеческие ценности ~и юридические нормы, как "правовое устройство мира посредством политической формы и связывающего

организация социальной жизни, которая противоположна анархии, отрицающей всякую власть одних социальных общностей над другими, проповедующей неподчинение любому

всех этоса". Мировая история до сих пор не знала подобного устройства. Это не означает, однако, что мировой порядок невозможен в принципе. Напротив, с расширением

руководству и ничем неограниченную свободу личности. Иначе говоря, общественный порядок - это определенная организация в жизни социума, ее регулирование на основе

круга участников международных отношений, а также усилением взаимозависимости мира, стимулируемым и научно-техническим прогрессом, и обострением глобальных проблем,

определенных (например, государственно-правовых) норм и общих (например, национальных, культурных, морально-этических и т.п.) ценностей. Понятие "международный

тенденция к общемировому устройству человеческой жизни становится все более отчетливой, приобретая особо зримые черты в наше время. В самой этой тенденции отражаются

порядок" относится к глобальной социальной общности, образованной совокупностью различных общественных субъектов (акторов), действующих на мировой арене. Возникает

общесоциологичсские процессы и закономерности, обусловленные деятельностью социальных общностей на мировой арене. Таким образом, международный порядок - важная составная

вопрос, возможен ли общественный порядок в сфере международных отношений, которая характеризуется отсутствием единой центральной власти, многообразием несовпадающих между

часть мирового порядка, его ядро, но к нему не сводится все содержание мирового порядка. Поэтому с точки зрения строгого, академического подхода их не следует

собой ценностей, а также отсутствием высшего органа, который определял бы правомерность или неправомерность действий участников международных отношений? Ведь общие

отождествлять. В то же время было бы неверно и абсолютизировать их различие. Они имеют общие корни, общие основы, которые цементируют единство человеческого общества,

ценности здесь играют весьма слабую роль, а нормы международного права, в сущности, носят необязательный характер. Пытаясь ответить на поставленный вопрос, следует иметь

обеспечивают его целостность. К числу таких основ относятся международные экономические обмены, возрастающее значение которых резюмируется в формировании единого мирового

в виду то, что с самого начала истории международных отношений человечеству было свойственно стремление к их сознательному регулированию, в основе которого лежала

рынка; научно-технические достижения (особенно в области коммуникационных систем, средств связи и информации); политические структуры и интересы; социокуль-туриые

всеобщая потребность их участников в безопасности и выживании. По мере возрастания степени зрелости международных отношений, это стремление находило свое выражение во все

ценности. Они играют неодинаковую роль в формировании и поддержании международного порядка: на различных этапах исторического развития одни из них выступают на передний

более интенсивном развитии международного права, создании и укреплении международных организаций и институтов, в усилении их роли в стабилизации международной жизни и,

план, тогда как значение других снижается; точно так же изменения, происходящие в структуре, например, политических основ того или иного типа международного порядка, не

наконец, в постепенном формировании на этом пути целостной глобальной международной системы. Таким образом, международный порядок - это такое устройство международных

ведут автоматически к изменениям в мировой экономике или в ценностных ориентациях международных акторов, хотя и влияют на них. В то же время, правильное понимание

(прежде всего межгосударственных) отношений, которое призвано обеспечить основные потребности государств и других институтов, создавать и поддерживать условия их

сущности и значения проблемы международного порядка возможно только при комплексном рассмотрении основ его формирования и функционирования. Исходя из этого

существования, безопасности и развития. В данном случае речь вдет об институциональном понимании, которое, конечно, не исчерпывает всего содержания понятия

методологического требования, С. Хоффманн принимает за отправной пункт своего анализа проблемы международного порядка его основные измерения - характеристики, отражающие

"международный порядок". В литературе, посвященной анализу международных отношений не существует однозначного, общепризнанного определения международного

эмпирические данные, в которых резюмируются исследования методов создания и поддержания международного порядка. Наиболее изученным из них является горизонтальное

порядка. Некоторые исследователи склонны сводить его к совокупности юридических норм, сводя тем самым к международному праву, другие делают упор на международную

измерение, т.е. отношения между главными акторами международных отношений. При этом, если международная система носит в структурном отношении многополюсный характер, то

стабильность, третьи связывают с сохранением на международной арене определенного статус-кво в отношениях между государствами. Например, с точки зрения американского

механизмом поддержания в ней порядка является механизм политического равновесия. Что же касается биполярных систем, то и здесь баланс сил выступает главным средством от

автора Т. Франка, основу международного порядка составляет законность - совокупность правил, созданных в ходе общепринятых юридических процедур, характеризующихся

сползания к беспорядку. Вертикальное измерение международного порядка представлено отношениями между сильными и слабыми акторами. Именно триумф силы выступает гарантом

ясностью, взаимосвязанностью и вписывающихся в существующую систему международного права. Однако с позиций, основанных на существовании международного общества, такая

иерархической и жесткой организации международных отношений и регулирования взаимодействий в рамках империй, являющихся типичным примером доминирования в международной

точка зрения представляется слишком узкой, поскольку она не только сводит проблему международного порядка к межгосударственным отношениям, но и эти последние

системе вертикального измерения международного порядка. При этом насилие - главное, но не единственное средство сохранения империи: история показывает, что она

рассматривает лишь в одном измерении. Поскольку содержание термина "международный порядок" традиционно связано с межгосударственными отношениями, С. Хоффманн

подвергается угрозе развала именно тогда, когда сила превращается в ее единственную опору, а остальные средства - такие, как "вертикальная дипломатия",

предложил отличать его от термина "мировой порядок". С этой точки зрения, международный (а вернее сказать, межгосударственный) порядок вполне может

специальные органы имперской бюрократии и правовые системы, а также экономические компенсации для лояльных вассалов, - по тем или иным причинам дают сбои и перестают

существовать без наличия мирового порядка. В качестве примера можно привести государства, между которыми существуют отношения взаимного уважения и в то же время полного

действовать. Основу функционального измерения международного порядка составляет та роль, которую играют в стабилизации международной жизни различные области международных

безразличия к внутренним делам друг друга, что делает возможным в том или ином из них геноцид или экономическую эксплуатацию основной массы населения. Напротив, мировой

отношений - дипломатия и стратегия поведения акторов, экономические обмены между ними, моральные ценности и политические амбиции лидеров, а также деполитизированная сфера

порядок немыслим без создания эффективных процедур межгосударственного сотрудничества, предполагающих особый международный порядок, отвечающий общим основным целям и

деятельности частных субъектов международных отношений (например, транснациональных обществ деловых людей, ассоциаций ученых, специалистов и т.п.). При этом любой из

ценностям их граждан. В юридических терминах речь идет о различии между правами государств (взаимном уважении суверенитета) и правами человека. Разница между

указанных аспектов функционального измерения может служить как стабилизирующим фактором, т.е. фактором поддержания международного порядка, так и источником его

рассматриваемыми понятиями заключается и в том, что если международный порядок как более или менее оптимальное устройство международных отношений, отражающее возможности

дестабилизации и беспорядка. Главное же заключается в том, что во всех измерениях международного порядка основным средством его поддержания на разных этапах исторического

общественных условий, существовал практически на всех этапах истории межгосударственных отношений, то этого нельзя сказать о мировом порядке. Один из крупнейших немецких

развития международных отношений оставалась сила - и прежде всего военная сила. Положение начинает отчасти меняться лишь в последние десятилетия нашего века. Выяснение

философов XX в. К. Ясперс понимал мировой порядок как "принятое всеми устройство, возникшее вследствие отказа каждого от

деталей этих изменений требует более подробного рассмотрения вопроса об исторических типах международного порядка.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи