магазины, дискаунтер?, формат, россии, товары

Дешево и сердито? Часть 1

Категория: Международная торговля

Покупатели стремятся экономить, сети снижают цены, увеличивают долю СТМ в ассортименте, уменьшают количество SKU и сокращают расходы. Все это наводит на мысль о том, что

дешевое. Нет торговли через прилавок. По словам Вадима Радаева, наиболее яркие примеры этого формата можно найти в Германии, где дискаунтеры занимают 50 %

российские магазины стали приближаться к дискаунтерам. Существует ли этот формат в России и каковы перспективы его развития? А был ли дискаунтер? Один из важнейших

розничного продуктового рынка. Здесь сразу после Второй мировой войны появились самые известные сети подобного формата — Aldi и Lidl. В отличие от наших универсамов

трендов в развитии розничной — торговли — это «переток» потребителей из супермаркетов в гипермаркеты, из гипермаркетов — в магазины у дома и дискаунтеры, а

эконом-класса, в Aldi, например, ассортимент ограничивается 1000-1200 наиболее ходовых продуктов. Здесь нет кулинарии и свежих полуфабрикатов. И до 95 % оборота

также из сетевых магазинов с высокими ценами — на рынки, — отмечает Михаил Бурмистров, руководитель отдела аналитики ИА INFOLine. По данным обзора «Рейтинг торговых сетей

приходится на товары под собственной торговой маркой (в Lidl эта доля тоже высока — около 70 %). При этом продукция хотя и качественная, но очень дешевая.

FMCG России», подготовленного аналитиками ИА INFOLine, наиболее динамично развивались сети магазинов у дома «Дикси», «Пятерочка» и «Магнит». Чистая выручка «Дикси» в I

Собственно, в официальных отчетах только «Дикси» называет себя сетью дискаунтеров, «Магнит» причисляет себя к формату «у дома», «Копейка» именует свои магазины

квартале 2009 г. возросла на 19% по сравнению с показателями аналогичного периода 2008 г., сеть «Пятерочка» X5 Retail Group показала рост в 34%, а «Магнит» — около 36%.

универсамами, а Х5 Retail Group нашла некий компромисс и называет свою «Пятерочку» «мягким дисканутером». Денис Шириков, руководитель отдела по работе с розничными сетями

Аналитики агентства отмечают, что в кризис наиболее активно будет развиваться формат «магазина у дома», к которому они относят и дискаунтеры. Однако многие эксперты

исследовательской компании «Nielsen Россия», считает, что в России нет ни «мягких» дискаунтеров, ни «жестких». Фактически рынок выстраивается пока еще по

отмечают, что настоящих дискаунтеров в России нет. Отечественные — торговые форматы не вполне соответствуют мировым классификациям и имеют относительно размытые

принципу — конкуренции гипермаркетов и экономичных супермаркетов, универсамов со справедливой ценой. Даже по рекламным лозунгам видно, что никакой

границы, — комментирует Вадим Радаев, д. э. н., профессор, первый проректор ГУ-ВШЭ. — И те сети, которые многие у нас называют дискаунтерами, функционируют скорее в

экстремальности, свойственной дискаунтерам, в их ценовой политике нет. Просто конкуренция идет между современной торговлей и традиционной в плане приближения к

формате универсамов эконом-класса, то есть по уровню цен, ассортименту и обслуживанию они не столь разительно отличаются от супермаркетов. В России дискаунтеров никогда

покупателю, то есть развития форматов шаговой доступности и т. д., — говорит Шириков. Вадим Радаев считает, что магазины, которые в России принято называть дискаyнтерами

не было, хотя вру — были — советские универсамы, но они не отличались особой эффективностью в силу совсем уж ограниченной ассортиментной матрицы и прямой

— «Магнит», «Пятерочка», «Копейка», «Дикси», «Дешево», — это нечто среднее между европейским дискаунтером и соседским магазином. По идее, магазин у дома, имея малую

логистики в каждую торговую точку, — иронизирует Кирилл Терещенко, национальный директор по работе с ключевыми клиентами России, стран СНГ и Монголии компании «Дирол

площадь (300-500 м2), должен предлагать относительно большой ассортимент товаров повседневного спроса — 6-7 тыс. наименований, в том числе делая акцент на категорию

Кэдбери». — Самая большая глупость, когда дискаунтерами называют «Магниты», — это магазины у дома чистой воды. — В России дискаунтеров в классическом смысле просто не

«фреш». В силу удобства расположения «магазины у дома» призваны работать в среднем ценовом сегменте, применяя относительно высокую торговую наценку. Наши же «магазины у

существует: многие функции децентрализованы, бизнес-процессы размыты, технологии флагманов форматов эконом-класса тяготеют к формату супермаркетов, — говорит генеральный

дома», наоборот, работают с относительно низкой маржой, в большей степени следуя за толщиной кошелька покупателя, нежели требуя от него платы за удобства. В отличие от

директор компании Core Competences — Retail Evolution Company Олег Бакун. По мнению Терещенко, у наших магазинов эконом-класса площадь составляет в среднем 350-900 м2,

супермаркетов, отечественные «дискаунтеры» ориентируются на более низкий и наиболее массовый сегмент рынка, на тех покупателей, для кого цена является решающим фактором

матрица содержит 3500-5200 SKU, наценка достигает 23 % (минимальная составляет 13 %), а доля private label колеблется в пределах 10-15 %. В

при выборе магазина, средний чек там $ 10 (торговая наценка составляет 10-20 % — ниже, чем в супермаркетах). Качество обслуживания скромнее, чем в

то же время в мировой классике дискаунтер — это магазин площадью 300-1000 м2, расположенный в местах массовой застройки или на оживлённых магистралях, продающий товары с

супермаркетах. Наши экономичные магазины нацелены на наиболее быстро реализуемые товары с повышенным акцентом на продукты питания. Здесь меньше известных брендов и больше

минимальной торговой наценкой в 5-7 %, ассортимент состоит из быстро оборачиваемых товаров — 500-2000 SKU, при этом как минимум 50 % в нем занимают

собственных торговых марок (сегодня их доля составляет, как правило, 10-15 %, но имеет тенденцию к росту и в перспективе доберется до 40-50%). В отличие же от

собственные торговые марки. Иногда доля private label в Европе может достигать и 80 %. Торговый зал оформлен максимально аскетично: в основном это простые,

гипермаркетов, которые также наносят «удар по ценам», товарный ассортимент отечественных «дискаунтеров» тоже намного скромнее, в первую очередь благодаря тому, что они

никак не оформленные полки, товары зачастую находятся прямо в коробках. Оборудование торгового зала максимально простое и

значительно меньше по масштабам, говорит Радаев. Их стандартная торговая площадь составляет 400-1000 м2 (например, средняя площадь магазинов сети «Пятерочка» — 500-800

м2).

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи