Организационные формы торговли на международных рынках. Часть 6

В отдельных странах в законодательном порядке закреплена обязанность правительственных органов осуществлять закупки для государственных нужд через торги.

Порядок проведения международных торгов регламентируется рядом документов, имеющих различный правовой статус. Среди них можно выделить:

  1. международные соглашения;
  2. рекомендации международных организаций;
  3. национальные законодательные акты.

К первой группе документов относится соглашение ГАТТ/ВТО «О правительственных закупках», принятое в ходе Токийского раунда переговоров в 1979 году. Оно было разработано группой «Нетарифные ограничения» для ликвидации скрытых и явных условий в тендерном законодательстве стран – участниц ВТО, направленных на протекцию отечественных товаров или поставщиков. Соглашение призвано обеспечить необходимую открытость процедуры торгов и свободную конкуренцию их участников, в нем предусматривается предоставление национального режима благоприятствования иностранным поставщикам или их подрядчикам.

В Соглашении «О правительственных закупках» содержатся общие правила проведения торгов, включая порядок предквалификации участников, сроки опубликования информации о проведении конкурса, требования к тендерной документации, принципы предоставления, получения и вскрытия предложений, правила присуждения контрактов и ряд других специфических норм. Предусмотрены также меры по контролю за соблюдением данного соглашения.

Фактически его можно рассматривать как общие типовые нормы, которым должно соответствовать национальное тендерное законодательство стран–членов ВТО.

«Руководство по заключению контрактов в развивающихся странах», изданное ЮНИДО содержит материалы по заключению торгов на объекты капитального строительства. В нем предлагаются типовые формы контрактов тендеров, содержится перечень требований к тендерной документации, определен список документов и информации, которые могут быть использованы при проведении предварительной классификации, указывается перечень документов, подготавливаемых консалтинговыми фирмами в ходе проведения торгов, и содержится ряд других рекомендаций. Использование этого руководства позволяет разработать подробное информационное и документальное обеспечение торгов.

Проблемам совместного участия нескольких фирм в торгах посвящено «Руководство по составлению международных договоров между странами, объединяющимися для реализации конкретного проекта», изданное ЕЭК ООН.

Определенный интерес представляет Типовой закон о закупках, принятый ЮНСИТРАЛ. Он создан специально для сближения и в определенной степени унификации законодательства различных стран о закупках, которое в настоящее время существенно отличается друг от друга и в отдельных случаях входит в противоречие с общепринятой мировой практикой.

Как уже отмечалось, национальные нормативные документы, регламентирующие порядок проведения торгов в каждой отдельно взятой стране, существенно отличаются дуг от друга по содержанию и форме. Они могут быть представлены в виде специальных законодательных актов, директивных материалов правительственных органов. Возможны и другие варианты.

Широкое разнообразие товаров и услуг, закупаемых через торги, специфика национальных законодательств отдельных стран и другие факторы приводят к тому, что в различных странах существуют свои особенности в процедурах проведения торгов.

Государственное регулирование процедуры международных торгов осуществляется в ряде стран с целью упорядочения притока иностранного предпринимательского капитала и защиты интересов местных фирм.

Во многих развивающихся и промышленно развитых странах законодательно закреплено право местных фирм на приоритет в уровне цен, т.е. при прочих равных условиях выигрыш присуждается местной фирме даже в том случае, если цена ее предложения выше цены предложения других иностранных участников. Ценовая маржа в пользу местных фирм может колебаться от 6% (США, Канада) до 15% (Кувейт, Индия).

В ряде стран не допускаются к торгам те иностранные участники, которые в своих предложениях не предусматривают передачу части подряда местным фирмам.

Законодательства ряда развивающихся стран содержат положения, направленные на укрепление позиций национальных форм. В частности, иностранным подрядчикам запрещено ввозить оборудование и материалы, выпуск которых освоен местной промышленностью, введено правило тройного превышения числа местного персонала над иностранным для подрядных объектов, определен перечень работ и услуг, которые иностранный подрядчик обязан передавать местным фирмам.

Для преодоления вводимых ограничений и повышения возможности выигрыша иностранные компании стали прибегать к созданию консорциумов с участием местных фирм.

Наблюдается тенденция расширения прав организаторов торгов, которые дополняют усилия государств по стимулированию деятельности национальных производителей и повышению эффективности инвестиций. Так, например, широко применяется практика повторных торгов с целью снижения цены. Наряду с ценовой политикой, тендерные комитеты при проведении подрядных торгов стали все шире использовать в интересах заказчиков «конкуренцию кредитов», позволяющую принуждать участников принимать на себя обязательства по участию в кредитовании и даже финансировании расходов по сооружению объектов. Нередко кредитно–финансовые условия тендерных предложений являются решающим критерием при определении победителя торгов. Но все это не снижает значения международных торгов, и они играют важную роль в современной международной торговле. По оценкам специалистов, стоимость заказов на поставку оборудования и объектов капитального строительства, полученных посредством торгов, составляет около одной трети стоимости экспорта машинно–технической продукции из промышленно развитых стран.

Велико значение торгов на мировом рынке средств производства и комплектных объектов. Подбор подрядчиков для сооружения в различных странах таких объектов, как аэродромы, порты, автомобильные и железные дороги, метрополитены, фабрики и заводы, госпитали и гостиницы также осуществляется через торги. Показательно, что практически все заказы на строительство тепло– и гидроэлектростанций в развивающихся странах присуждаются по результатам международных торгов. Активно стали проводиться торги в странах СНГ и в Республике Беларусь. По оценкам экспертов Всемирной торговой организации значение торгов в международной торговле будет постоянно возрастать.

При честной конкуренции участников и относительно одинаковых требованиях организаторов конкурса ко всем потенциальным продавцам или подрядчикам международные торги выступают важным механизмом повышения эффективности внешнеэкономических связей. Их проведение по четким нормам и правилам позволяет минимизировать возможные негативные последствия вероятной коррумпированности государственных служащих и избегать присуждения контрактов на невыгодных для налогоплательщиков условиях.

Ссылки на статьи