Организационные формы торговли на международных рынках. Часть 5

Основные центры мировой аукционной торговли

Для аукционного товара исторически сложились свои центры аукционной торговли. По пушнине и меховому сырью главными центрами торговли являются: Санкт–Петербург, Нью–Йорк, Монреаль, Лондон, Лейпциг, Копенгаген, Осло, Стокгольм и некоторые другие. Всего в мире ежегодно проводится свыше 150 международных пушно–меховых аукционов.

Важнейшими центрами, где осуществляется торговля немытой шерстью, являются Лондон, Ливерпуль, Сидней, Мельбурн, Кейптаун, Веллингтон.

Для аукционной торговли чаем характерно приближение аукционов к местам производства этого товара. В Калькутте и Кочене продается около 70% экспортируемого Индией чая. Чай, произведенный в Индонезии, а также в Индии, Шри–Ланке, реализуется через аукционы в Лондоне, Гамбурге, Антверпене.

Важнейшими центрами торговли табаком являются Нью–Йорк, Амстердам, Бремен, Лусака (Замбия); цветами – Амстердам и Алсмер; овощами и фруктами – Амстердам и Антверпен; лошадьми – Довиль (Франция), Лондон, Успенское (Россия).

Перспективные направления развития международных аукционов

Аукционная торговля создает значительные удобства для поставщиков и покупателей, сосредотачивая большие массы товаров и привлекая многих покупателей. Преимущества международных аукционов проявляются в том, что они позволяют создать открытую конкуренцию, выявить цену товара, быстро его реализовать в большом объеме тем экспортерам, которые обладают более сильными финансовыми позициями и высококачественными товарами. С учетом этого на МТА чаще всего превалирует предложение товаров со стороны большого числа продуцентов с преимуществом более сильных представителей западных стран.

В современных условиях активизировались усилия аукционных компаний по снижению издержек реализации, внедрению новой техники и методов продаж с целью более эффективного использования этой формы международной торговли.

На некоторых аукционах в целях снижения накладных расходов и повышения конкурентоспособности этой формы сбыта стала применяться реализация товара по описанию качества, а там где ранее продавались индивидуальные партии, – по образцам. Например, в Австралии на шерстяных аукционах стали выставлять не кипы, а лишь образцы из них, что сократило число оценщиков, позволило собрать более крупные партии однородного по качеству товара, исключить стадию сортировки шерсти до ее переработки.

Аукционы импортирующих стран приступили к практике продажи товара «на плаву» по образцам, доставляемым самолетом из экспортирующих стран, что снимает необходимость в выгрузке–погрузке и хранении товара на аукционных складах.

Значительные усовершенствования были сделаны в технике аукционного торга. Стали применяться электронные средства и телевизионная аппаратура в целях ускорения заключения сделок. В США даже появились электронные аукционы, а в последнее время особой популярностью стали пользоваться интернет–аукционы. Их оборот уже чуть ли не превышает оборот всей остальной розничной интернет–торговли.

Все интернет–аукционы имеют схожие правила. Желающий продать товар на аукционе регистрируется на сайте и размещает всю необходимую информацию о своем товаре: описание, картинку, условия поставки, ссылку на свой сайт, где, например, находится более подробная информация о товаре. Все это делается непосредственно через web–интерфейс, и соблюдение необходимых формальностей для участия в торгах также обеспечивается прямо на сайте. Продавать свой товар может любая компания или частное лицо из любой страны мира. Важно следующее: участники аукциона – и продавец, и покупатель – обязаны соблюдать правила аукциона и несут финансовую ответственность за их нарушение. Это означает, например, что если продавец не продаст победителю аукциона свой товар по выигравшей цене, то, как минимум, будет оштрафован. И наоборот, если покупатель не оплатит выигранный им товар, то также подвергнется штрафу и не будет допущен к другим торгам. В качестве финансовой гарантии со стороны частного лица (покупателя или продавца) при регистрации или вводе ставки указываются реквизиты его кредитной карточки.

Сама процедура регистрации проста и незатейлива – практически везде достаточно ввести псевдоним (login) и адрес своей электронной почты. На этот адрес немедленно будет выслан пароль – и можно делать ставки. Важно отметить, что при регистрации не требуется указывать реквизиты своей кредитной карточки.

Как только наступит момент окончания аукциона (время, оставшееся до него, постоянно высвечивается на экране), будут подведены итоги и в соответствии с правилами определится победитель. На его электронный адрес будет выслано сообщение и все необходимые инструкции по оплате и получению товара, а участнику–продавцу – передана контактная информация о победителе–покупателе.

Именно на интернет–аукционах следует начинать продажу новых, высокотехнологичных товаров или товаров с новыми, не существовавшими ранее потребительскими свойствами.

Аукционная торговля позволяет предварительно оценить рыночный спрос и определить реальную рыночную цену на новый товар. Здесь аукцион может выступить в качестве тонкого маркетингового инструмента.

Международные торги. Понятие, особенности и виды международных торгов

Одной из наиболее распространенных в современной международной практике форм торговли, являются торги (тендеры). Торгиэто способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (подрядчиков) на поставку товара, предоставление услуг или осуществление работ с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных к определенному сроку предложений выбирает наиболее выгодное (по цене и другим коммерческим или техническим условиям). Проведение международных торгов предполагает привлечение иностранных участников.

На международные торги выставляются заказы на поставку товаров народного потребления и средств производства, оказание инжиниринговых услуг, разработку месторождений полезных ископаемых и сооружение различных комплектных объектов промышленности и инфраструктуры. Заказы на сооружение объектов капитального строительства могут включать полный комплекс услуг (изыскания и исследования, проектирование, строительство, поставку и наладку всего комплекса оборудования). На торгах также могут распределяться экспортные квоты. Таким образом, номенклатура товаров, выставляемых на торги, широка и разнообразна, включает как товары в материально–вещественной форме, так и услуги.

Организаторами торгов могут выступать правительственные органы, муниципальные советы, общественные организации и частные фирмы различных стран.

Широкое использование торгов объясняется тем, что они являются более эффективным способом заключения сделок по сравнению с традиционными. Их проведение позволяет:

Ссылки на статьи