Организация международного производственно–технического сотрудничества. Часть 3

Таким образом, кооперирование обязательно предполагает специализацию предприятий на изготовлении частичных продуктов – деталей, узлов, агрегатов, являющихся компонентами при изготовлении конечной продукции или готовых изделий, которые входят в состав более сложных товаров, а затем последующий обмен этими изделиями.

Кооперирование производства представляет собой объективный процесс развития устойчивых производственных связей между обособившимися предприятиями независимо от того, происходит ли он внутри страны или на международной арене. Кооперирование обусловлено всем ходом дифференциации общественного производства, отпочкования все большего числа его составных частей в самодеятельные секторы производственной деятельности. Специализация предприятий разных стран на изготовлении частичных продуктов связана с современным этапом научно–технической революции. Усложнение технологической структуры производства привело к большому росту числа деталей и узлов, используемых в готовом изделии. Например, число узлов и деталей в паровой турбине достигает 45 тыс. ед., рельсобалочного стана – 1.5 млн. ед.

Сложность производимой продукции исключает осуществление массового или крупносерийного выпуска всех компонентов машин и оборудования на одном предприятии. В связи с этим заводы–«универмаги», где есть набор всех видов производств от заготовок до конечного изделия, становятся невыгодными субъектами экономических отношений. Поэтому под воздействием закона экономии рабочего времени усилилась тенденция выделения из состава предприятий цехов и отдельных производств, специализирующихся на изготовлении деталей и узлов или выполнении каких–либо стадий технологического процесса. Выпуск компонентов конечного изделия самостоятельными предприятиями знаменует собой новый шаг в развитии разделения труда и служит мощным стимулом для повышения его производительности. Предприятия, специализирующиеся на выпуске частичной продукции, принимают участие и в международном разделении труда, становясь поставщиками на мировой рынок деталей, узлов и аппаратов для изготовления конечной продукции. И в этой сфере действуют те же самые закономерности, что и внутри страны.

К числу важных мотивационных преимуществ, которые побуждают предприятия и фирмы разных стран участвовать в международном производственном кооперировании, относится и создаваемая им возможность путем сравнительно небольшого роста покупок комплектующих добиться значительного увеличения выпуска конечной продукции, в том числе и идущей на экспорт.

Одной из основных причин роста международного производственного кооперирования послужило стремление крупных предприятий и корпораций увеличить доходы от экспорта своей продукции. В связи с тем, что некоторые страны ввели прямой запрет на ввоз готовых машин, производители индустриальных стран использовали оставшуюся открытой возможность экспорта аналогичных машин, но уже в виде комплектного набора. Во–вторых, в отдельных странах имеется разница в импортных пошлинах на машины в собранном виде (готовая продукция) и на комплектный набор компонентов. Стараясь повысить свои доходы, используя указанную разницу, экспортеры индустриальных стран переходили на вывоз промежуточной продукции.

Множество видов международного производственного кооперирования можно классифицировать по отдельным родственным группам в зависимости от признаков их образования:

1. По количеству субъектов.

Можно выделить двустороннее, когда в связях участвуют два предприятия, и многостороннее кооперирование (несколько предприятий). Как свидетельствует практика, многие страны приобрели наибольший опыт в осуществлении двустороннего кооперирования. К тому же оно носит однонаправленный характер, т.е., один из партнеров производит в согласованных количествах детали или узлы для комплектации конечных изделий, выпускаемых другим партнером.

2. По количеству объектов.

Хозяйствующие субъекты, участвующие в международном двустороннем или многостороннем кооперировании, могут поставлять друг другу один, два или несколько узлов, аппаратов и других комплектующих изделий. Различают однопредметное кооперированиеи многопредметное кооперирование, в случае, когда поставки охватывают несколько объектов.

3. По отраслевой структуре.

В зависимости от того, в какие отрасли или подотрасли входят предприятия, участвующие в международном кооперировании, можно выделить и такие его виды, как внутриотраслевое и межотраслевое. Кооперирование по внутриотраслевой структуре связей в экономической литературе анализируется чаще других его видов. Как правило, речь ведется о кооперировании в рамках автомобилестроения, станкостроения, тракторостроения, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности. Международное производственное кооперирование получило наибольшее развитие в тех подотраслях машиностроения, где существует высокий уровень частичной специализации. Например, еще в начале 70–х гг. XX века покупные детали и материалы в общей стоимости выпуска автомобилей корпорацией «Дженерал моторс» составляли 51%.

Что касается межотраслевого кооперирования, то оно осуществляется между отраслями, входящими в один род производства, или, как его чаще называют, в одну народнохозяйственную отрасль. Как известно, всего насчитывается пять родов производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля. С учетом отмеченной народнохозяйственной структуры можно обозначить следующие подвиды межотраслевого кооперирования:

4. По родам деятельности.

Если кооперирование осуществляется между отраслями, входящими в разные роды производства, то его целесообразно именовать не межотраслевым, а межродовым. В соответствии с этим принципом можно зафиксировать следующие подвиды межродового кооперирования:

В качестве примера могут служить поставки химической промышленностью выпускаемых ею удобрений сельскому хозяйству или поставки металлургической промышленностью специального проката различным строительным фирмам и другие варианты.

5. По территориальному признаку.

Если подойти к классификации кооперирования по признаку территориального распространения, то по этому критерию можно выделить несколько его видов. Одним из них является внутрирегиональноеили просто региональное, международное кооперирование, когда кооперированные связи между предприятиями осуществляются в рамках одного международного региона, скажем, в пределах Восточной или Западной Европы. В случае, когда подобные отношения складываются между предприятиями двух регионов, например, Ближнего Востока и Среднего Востока, то это будет уже вид межрегиональногокооперирования.

Ссылки на статьи